Гранитная плита «Слава воинам железнодорожной бригады
Хабаровск – уникальный город со своей неповторимой историей. Многое, что происходило здесь, даже представить себе трудно в каком -либо другом месте. Так, в 30-е годы прошлого века было решено построить тоннель под Амуром как альтернативную переправу мосту через Амур. Тоннель был построен в 1937 – 1941 году и стал единственным подводным железнодорожным сооружением России.
Работы по сооружению получили название стройка №4. Технический проект подводного тоннеля протяженностью более 7 км. разработал институт Метропроект. Все, что было связано с надводной частью курировали железнодорожные войска, а работы под Амуром вели 900 специалистов основных профессий и 1 тыс. вольнонаемных граждан.
Всего на стройке №4 трудилось свыше 5 тыс. человек. На двух карьерах, где добывали известняк, работали заключенные. К началу войны в 1941 году работы были практически завершены. В июле по тоннелю прошел первый поезд со строителями. После окончания войны тоннель был на консервации как секретный объект. Но в 1964 году тоннель открыли и стали использовать сначала для грузовых составов, а затем и для пассажирских. После 2009 года в тоннеле проведена основательная реконструкция.
В память о подвиге людей, строивших этот тоннель, иногда в тяжелейших условиях, жертвуя своим здоровьем, в августе 2008 года в Хабаровске была установлена гранитная плита Слава воинам железнодорожной бригады.